Право на охрану здоровья и медицинскую помощь являются неотъемлемыми правами каждого человека, в том числе и осуждённого к лишению свободы за совершение преступлений.
Правовые гарантии охраны здоровья осуждённых закреплены во многих международных нормах, в Конституции Российской Федерации (статья 41), Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 18 и 26), Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (статья 13), Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (статьи 12 и 101) и целом ряде подзаконных, ведомственных нормативно-правовых актов.
Особое место среди них занимают совместный приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» и «Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 № 235.
Перечисленные правовые акты детальным образом регламентируют порядок оказания медицинской помощи с момента заключения лица под стражу и до отбытия им назначенного судом наказания.
При этом сфера их реализации настолько широка, что охватывает не только проведение первичных обследований граждан, оказание им неотложной помощи, проведение амбулаторного и стационарного лечения, но и вопросы оказания специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, реализации мер по обеспечению нормального физического и психического состояния лица после освобождения из мест лишения свободы.
Практика прокурорского надзора и деятельности уголовно-исполнительной системы Вологодской области свидетельствуют о том, что значительное число обращений и вопросов граждан в рассматриваемой сфере связано с реализацией в пенитенциарных учреждениях положений статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность освобождения от наказания лиц, которые в процессе отбывания наказания приобрели психическое расстройство, лишающее возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, либо заболевших иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания.
Процедура освобождения от наказания лиц, страдающих психическими расстройствами, на практике существенных вопросов не вызывает. В то же время, значительное их число возникает в связи с освобождением от наказания ввиду наличия иной тяжелой болезни.
Необходимо отметить, что под понятием «иная тяжелая болезнь» подразумеваются не любые, а конкретные заболевания, перечень которых утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и является исчерпывающим.
Этим же Постановлением утверждены Правила медицинского освидетельствования осуждённых, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью.
Прохождение осуждённым указанного освидетельствования и наличие у него заболевания, входящего в Перечень, являются обязательными условиями для освобождения от отбывания наказания в связи с тяжёлой болезнью.
Решение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания по указанному основанию принимает только суд.
Рассмотрение данного вопроса судом осуществляется в соответствии с требованиями главы 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с учётом положений статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При необходимости дополнительные разъяснения по указанным вопросам могут быть предоставлены осуждённым, их родственникам и иным лицам администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.