О реализации права осужденных к лишению свободы на получение информации

Право на информацию является одним из основополагающих прав человека, которое закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации и целом ряде федеральных законов.

Реализация данного права в условиях изоляции человека от общества приобретает особую актуальность.

Не случайно значительную долю в общей массе обращений, ежегодно поступающих от лиц, отбывающих лишение свободы, в различные органы и учреждения, составляют обращения по вопросам получения информации.

Указанное право осуждённых и механизм его реализации закреплены как в общих, так и специальных нормах.  

Основополагающими являются положения части 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, закрепляющие право осуждённых на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также обязанности администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, предоставить осуждённым указанную информацию и знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Кроме того, доступ осуждённых к информации регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает и отдельные ограничения указанного права, связанные с соблюдением режима отбывания наказания и запретом использования средств мобильной связи, сети «Интернет», просмотра художественных фильмов, телепередач, прочтения печатных изданий, в которых демонстрируются или содержатся сцены насилия, порнографии и т.п. При этом строгая регламентация ведения осуждёнными переписки, порядка осуществления её цензуры и других вопросов исполнения лишения свободы призвана исключить возможные злоупотребления данным правом, нарушения законов и прав других лиц.

В целях обеспечения гарантий получения осуждёнными к лишению свободы минимально необходимой информации законодательством установлены конкретные предписания, порядки, регламенты.

Так, с момента прибытия в исправительное учреждение осуждённые должны быть ознакомлены с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, применением технических средств контроля и надзора, основаниями применения мер безопасности, предусмотренными законодательством случаями применения физической силы, специальных средств и оружия.

В процессе отбывания наказания законодательство гарантирует получение осуждёнными следующей информации:

- связанной непосредственно с исполнением наказания (сведения о порядке предоставления и количестве свиданий, передач, по вопросам ведения переписки, об остатке средств на лицевом счете; ознакомление с распорядком дня, материалами о допущенных нарушениях режима, приказами о поощрениях, взысканиях и т.д.);

- связанной с охраной здоровья и получением медицинской помощи (информация о состоянии здоровья, способах лечения, прогнозах, последствиях отказа от медицинского вмешательства, правах пациента; ознакомление с медицинскими документами и т.д.);

- связанной с исполнением трудовых обязанностей (информация и документы о правилах техники безопасности и охраны труда, возложенных обязанностях, размере заработной платы и её составных частях, произведённых удержаниях, режиме рабочего времени и т.д.);

- о действующих нормативно-правовых актах (с возможностью ознакомления с ними);

- необходимой для социальной адаптации личности, решения вопросов социально-бытового устройства во время и после освобождения из мест лишения свободы, восстановления утраченных социально-полезных связей (информация о направленных уведомлениях, запросах и полученных на них ответах, о порядке приватизации жилого помещения, представления на медико-социальную экспертизу, о положении на рынке труда и имеющихся вакансиях и т.д.).

Кроме того, значительный объём информации осуждёнными может быть получен от контролирующих, правоохранительных органов, судов:

- общие сведения об их деятельности (о задачах и функциях, полномочиях, контактных данных и т.д.);

- информация о затрагивающих права заявителя процессуальных и иных решениях, вынесенных приговорах и т.д.;

- информация о результатах рассмотрения своих обращений и обращений других лиц в их интересах, включая получение разъяснений законодательства, порядков, регламентов и т.д.;

- информация, касающаяся защиты прав и законных интересов обратившегося, не являющаяся государственной и иной тайной, при условии неразглашения персональных данных.

Выше приведены лишь основные, наиболее востребованные способы и источники получения осуждёнными к лишению свободы информации, и их перечень не является исчерпывающим.

Правильная реализация указанного права позволяет гражданам максимально быстро и полно удовлетворить свои потребности и во многих случаях избежать временных и финансовых затрат, связанных с ведением переписки с неуполномоченными органами, учреждениями, должностными и иными лицами.

Дата последнего обновления: 07.07.2018 09:44

архив новостей

« Август »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
  2019 2018 2017  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия




Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе